Не находясь в поле зрения СМИ, рынок расходных материалов для печати, тем не менее, является ареной, на которой происходят серьезные и ожесточенные конфликты. Пытаясь сохранить свою бизнес-модель, оригинальные производители ведут непрерывную подрывную работу в стане неоригинальных производителей. Результатом их деятельности становятся многочисленные судебные разбирательства по поводу нарушения патентных прав.
Оригинальные производители с полчищами изощренных адвокатов с удовольствием треплют нервы и друг другу. И такие действия с их стороны понятны: бизнес есть бизнес и в борьбе выживает сильнейший. Все же, гуру бизнеса считают, что тактика наказания конкурента любыми способами не всегда несет прибыль инициатору спора.
Более продуктивным является сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Крупные компании-восстановители сотрудничают с брокерами пустых картриджей с одной стороны и большими супермаркетами и магазинами электроники с другой. Такой союз позволяет не нарушать равновесие с производственной точки зрения, когда сырье приходит во время, а готовый продукт уходит на продажу по расписанию.
Несмотря на частые конфликты интересов, оригинальные производители тоже могут заказывать выполнение отдельных работ одним и тем же поставщикам. Иногда они делятся опытом и информацией. Но рынок оригинальных расходных материалов и альтернативных постоянно находятся в противостоянии, апогей которого приводится на разбирательства в суде и последующим санкциям. В редких случаях оригинальный производитель согласится сотрудничать с компанией, которая создает конкурентный продукт. (Тут идет речь о производителях, а не дистрибьюторах).
В 2007 г. на рынке печатного оборудования прозвучало новое имя Memjet. Данная технология, созданная и отшлифованная австралийской компанией Silverbrook,привлекла взоры всех основных компаний индустрии офисной и домашней печати своей скоростью печати и оригинальным дизайном печатной головки. Скорость печати в 60 стр/мин просто ошеломляла. А обещания предоставить продукты, основанные на этой технологии, по доступным ценами обещали перевернуть рынок печатного оборудования с ног на голову. Ко всему этому, Memjet - чернильная технология. С такой скоростью и отличным качеством печати новая технология может отправить лазерную печати на музейные полки и в частные коллекции в качестве ненужных раритетов. Но когда первые возгласы восторга затихли, оказалось, что не все уж так безоблачно.
Во-первых, технология не готова к массовому производству. Во-вторых, у австралийцев нет возможностей распространить продукт так, как бы это сделала любая из ОЕМ компаний.
Поэтому, Silverbrookне горит желанием начать активно продавать свои принтеры по всему миру. Компания понимает, что еще рано запускать продукт, который нуждается в дополнительных улучшениях. В начале 2009 г. слово Memjet заново появилось на страницах специализированной прессы. Компания Silverbrook объявила о готовности технологии для использования в различных видах печатного оборудования: от малогабаритных домашних принтеров до передвижных лабораторий по печати фотографий. Первые продукты должны появиться в продаже к концу этого года.
Нам интересен вопрос, как компании-восстановители смогут воспользоваться новой технологией? Как известно любому специалисту, новые печатные технологии только усложняют жизнь восстановителям и заправщикам. Вспомним, хотя бы, те же чипы и усовершенствованные чернильные картриджи. Часто нововведения ведут к тому, что картриджи к новым принтерам труднее переработать. Но только не в случае Memjet-а.
На сайте www.memjet.comруководители компании отвечают честно, если их технология поддается вторичной обработке. Их однозначный ответ - ДА. Но к этому "да" есть некоторые оговорки. Создатели Memjet-а продумали все так, что Memjet-картриджи подлежат заправке и восстановлению, которые выполняет неоригинальный производитель. Но заправочный процесс, суть которого не разглашается, будет строго регламентироваться, и авторизированные компании смогут выполнят заправочные и восстановительные работы.
Иначе говоря, Memjet запустит своеобразную франшизу по восстановлению своих картриджей. Франшиза будет предлагаться компаниям, которые будут отвечать требованиям качества и сервиса, которые выдвигает Memjet. Пока информация о методах выбора партнеров также не разглашается.
Несмотря на секретность информации, можно уверенно сказать, что новый подход к заправке картриджей будет базой для "дружбы" с компаниями, предлагающими альтернативные расходные материалы. Технически такая тактика обречена на успех, так как она позволит популяризировать продукт через его доступность. Рыночные аналитики вторят, что подобная стратегии поможет избежать возможные угрозы со стороны вторичного рынка, так как последний не будет соперником, а партнером.
В настоящие время ни одна из ОЕМ-компаний не имеет эксклюзивных прав на Memjet. Такое положение вещей дает австралийцам независимость в построении своей маркетинговой стратегии и переориентации тактики выхода на рынок. Возможность восстановления картриджей для своих принтеров ставит компанию в ряд экологически ответственных компаний.
Таким образом, создатели Memjet-а предприняли революционный шаг: они приглашают компании вторичного рынка расходных материалов стать партнерами. Этим они попытаются завоевать два рынка расходных материалов без ненужных конфликтов и битв.
Перед тем, как первые принтеры, начиненные Memjet-ом, появятся на полках магазинов, нам остается отметить, что идея подружить два враждующих рынка как никогда актуальна и удачна - от этого выигрывает крайний потребитель, что уже немаловажно. Но будет данная стратегия работоспособной или нет, мы сможем узнать только, когда Memjet будет в продаже.